Руанский фаянс

Французы всегда соперничали с итальянцами в вопросах роскоши и изысканности. Веками мастера из Авиньона и Леможа пытались разгадать секреты умельцев из Флоренции и Неаполя, превзойти прославленный фарфор Медичи, создать свои рецепты керамической эмали. И, тем не менее, долгие годы именно итальянцы задавали тон в европейской керамике.

Руан – столица Нормандии, расположен на правом берегу Сены, между Парижем и Гавром. Именно в этом древнем городе еще в XVI веке появились крупные керамические мануфактуры – для украшения замков Луары требовались изразцы, а делать их на месте оказалось проще и выгоднее, чем везти из Италии. Пробовали руанские мастера изготавливать и свой фарфор, в подражание китайским образцам, но это предприятие не имело особого успеха и через несколько лет закрылось. А вот мастерские по созданию фаянсовой посуды уцелели. После того, как Эдме Потра и его сын Луи перекупили привилегию на изготовление фаянса для всей Нормандии, руанские мануфактуры стали известными не только во Франции, но и во всей Европе. Посуда того времени отличается богатым орнаментом – пышные бордюры, ламбрекены и фестоны вполне соответствуют царившему в ту эпоху стилю барокко.  Как правило, в центре блюда или тарелки изображали корзину с цветами, пейзажную виньетку, ангелов-амуров или сцену из античности. Бордюры, окаймлявшие центральную часть, состояли обычно из двух-трех мотивов и представляли собой гирлянду или кружевной узор. Отличительной чертой руанского фаянса была симметричность росписи – так называемый «лучистый стиль».

Король Людовик XIV, известный как Король-Солнце, славился своей любовью к роскоши, однако для поддержания версальского великолепия требовались все новые и новые налоги. В 1709 году, чтобы окупить расходы двора и ведение войны за Испанское наследство, королю пришлось издать указ о конфискации столового серебра. По этой причине особым спросом стали пользоваться фаянсовые сервизы – их начали производить в огромном количестве. Кроме столовых сервизов, судков, кружек и прочей посуды, на руанских фабриках  делали печки, камины, фонари, подсвечники, настоящие табуреты и игрушечную мебель. Изготавливали вазы разных размеров, в эпоху знаменитых фавориток маркизы Помпадур и графини дю-Барри особо популярны были вазоны-«поппури» с крышкой, предназначенные для курения – своего рода гигантские пепельницы. В Руане из фаянса могли создать буквально все, даже то, что обычно из керамики не делается, например, весы, грелки для рук или шахматные доски.

Со временем орнаменты руанского фаянса становились все более декоративными и далекими от природы. Растительные мотивы уступили место рисункам ламбрекенов и фестонов, повторяя гравюрные образцы своего времени. К XVIII веку руанское производство керамики расширилось, монополия Потра была нарушена, и к 1786 году в городе насчитывалось восемнадцать фаянсовых мануфактур. Однако мода преходяща, и в один прекрасный день руанские мастера оказались не у дел – европейское общество увлеклось английским фарфором. К 1807 году в Руане осталось лишь четыре фабрики, которые продолжали делать посуду, подражая образцам Веджвуда и Уилдона. В наши дни на многообразие фаянса можно полюбоваться в руанском музее.