Каргопольская игрушка

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА

В районе города Каргополя, что в Архангельской области, люди обнаружили большие залежи красной глины. Не удивительно, что в этой местности расцвел гончарный промысел. Мастера делали глиняную посуду, горшки и другую хозяйственную утварь, а из остатков глины лепили игрушки, однако особой коммерческой ценности они не имели.  Однако в XIX веке этот побочный промысел приобрел популярность, каргопольские гончары почти перестали делать посуду, но свистульки и игрушки привозили на ярмарки как и прежде.

Каргопольская игрушка отличалась архаичностью форм. Взять, к примеру, глиняную бабу – своим примитивным силуэтом и нарочитой грубостью формы она очень напоминала фигурки времен неолита. В старые времена животных и людей лепили не для игры – эти фигурки имели особый, почти магический смысл. Но с распространением христианства древние образы пра-матери, зачарованных зверей и охотников перешли в разряд детских сказок и побасенок, а глиняные фигурки стали игрушками. Каргопольская традиция примечательна именно тем, что здешним мастерам удалось сохранить черты и формы древней скульптуры.

Каргопольскую бабу лепили по частям –  к юбке-колоколу прикрепляли торс, руки-колбаски загибали калачиком, к голове приделывали кокошник или шляпу. Мужичков делали по тому же принципу – руки и ноги загнуты кренделями, фигурка приземистая, коренастая. В руки своим глиняным мужичкам и бабам каргопольские мастера вкладывали предметы, обычные для крестьянского обихода – лапти, калачи, посуду, гармоники, домашнюю птицу и животных.

Один из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке – Полкан. Это старый русский персонаж, который изначально был получеловеком-полупсом, а впоследствии стал изображаться как получеловек-полуконь. В его чертах можно увидеть все признаки традиционного для русской глиняной игрушки образа всадника – тут и шапка, и окладистая борода, и эполеты с орденами. Лепили каргопольские мастера и других сказочных героев – льва, птицу Сирин и даже двуглавого коня. Но среди персонажей встречаются и более традиционные образы – медведи, лошади, коровы и олени.

Изначально каргопольская игрушка была «обварной» - сразу после обжига фигурку погружали в густой мучной раствор («болтушку»). На светлой поверхности игрушки пригоревшая мука оставляла чёрный кружевной узор. Украшали такие поделки просто – процарапывали архаичные орнаменты. Позднее игрушки стали расписывать самими простыми красками – мелом, сажей и цветной глиной. Орнаменты были самые простые и древние – черты, овалы, пятна, круги, кресты. В наши дни игрушки покрывают белилами и расписывают яркими темперными красками.

До нашего времени дошли каргопольские игрушки 30-40-х годов работы Ивана Вирентурга и Екатерины Абдуллаевой. А за сохранение традиции стоит поблагодарить мастерицу Ульяну Ивановну Бабкину и семейство Шевелевых, которое последние полвека занимается лепкой и воссозданием старинных способов обработки глины.